Дозволено ли принимать свои подарки обратно?

Можно ли, с точки зрения Ислама, принимать свои подарки обратно? Каково положение этого вопроса? Как правильно относится к ситуации, когда тебе собираются вернуть твой же подарок обратно? Что лучше – отказаться или принять?

Ответ:

В первую очередь необходимо отметить, что большинство учёных считает то что принятие подарков (речь идёт естественно о дозволенных подарках и имеющих разрешённое обоснование) – является желательным поступком, т.к. взаимное дарение подарков увеличивает взаимное согласие и любовь между верующими. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал отказываться и не принимать подарки, если на то нет причины. Так сообщается со слов Абдулла ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отвечайте на приглашение, не отказывайтесь от подарка и не бейте мусульман». (Привели имам Ахмад, (3838), аль-Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад», (157), Ибн Хиббан в «Раудат аль-‘укаля», стр. 242). После того, как Ибн Хиббан привёл этот хадис, сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе запрещает мусульманину отказываться от подарков мусульман. Поэтому, если человеку дарят подарок, необходимо принять его и не отказываться от него. Затем если может пусть отблагодарит за это. ..». 

Также сообщается со слов Халида ибн ‘Адий аль-Джухани, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кому то будет оказано нечто благое со стороны его единоверца не по его просьбе и не по его инициативе, то пусть примет и не отказывается от него, ведь это удел, которым наделил его Аллах».(Привёл имам Ахмад, (17936)). 
Во-вторых, если у человека есть веская причина не принимать подарок, то он должен красиво отказаться, не обидев дарителя, объяснив причину отказа. Передают со слов Абдуллах ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находился в Абве (или: Ваддане), ас-Са‘б бин Джассама аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, подарил ему дикого осла, однако он вернул ему (этот подарок); заметив же по его лицу, (что тот огорчён этим,) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мы вернули его тебе только потому, что находимся в состоянии ихрама». (Привели аль-Бухари, (1825), Муслим, (1193)). 
В-третьих, дарителю категорически запрещается забирать свой подарок обратно. Передается от Ибн ‘Аббаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Человек) забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей рвоте (и поедает её)» (Привели аль-Бухари, (2589), (2621), Муслим, (1622)). 
В-четвертых, если лицо, которому был подарен подарок вернул его дарителю по своей инициативе по причине или без причины: можно ли дарителю взять назад свой подарок или нет. Некоторые, ссылаясь на слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : «(Человек) забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей рвоте (и поедает её)», говорят о абсолютном запрете принимать дарителем своего подарка, вне зависимости от того, от кого исходит инициатива. Другие же считают, что если лицо, которому подарили подарок по своей инициативе и собственному желанию возвращает подарок обратно дарителю, то даритель может взять обратно свой подарок, т.к. это произошло не по его желанию, а отказ от этого подарка приведёт к расточительству. И Аллах известно лучше!

Совет по исламскому праву ЦРИЭФ

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Ноябрь 2019
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1