Почему запрещен обмен денежных средств с отсрочкой? Попадает ли долг под эту категорию?

Недавно просмотрел 5-ю лекцию "Фикх Имущественных отношений" (Булат Мулюков) "Ростовщичество (риба)" и там была сказано, что при обмене золота на золото 1) запрещается излишек 2) запрещается отсрочка. Запрет излишка ясен, т.к. в исламе деньги не являются товаром. А запрет отсрочки не совсем. При долге проявляется же отсрочка. Например, я беру 1000 руб. в долг и через месяц возвращаю те же 1000 руб. Излишка нет, но есть отсрочка. Разве эта риба? Или же это правило относится только к обмену и долг не попадает под эту категорию. Очень прошу разъяснить данную ситуацию. Может я что-то неправильно понял.

Ответ:

Исходя из известного хадиса: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль и все подобные друг другу товары в равном количестве из рук в руки. Если же ваши товары различаются, то обменивайте их, как вам угодно, но только из рук в руки» (сборник хадисов имама Муслима), следует, что запрещается обменивать золото и серебро, а следовательно и любые иные платёжные средства (например современную валюту), с отсрочкой, даже если это происходит в равных количествах. То есть обмен 1000 рублей на другие 1000 рублей, но с отсрочкой - запрещён, так как в хадисе сказано, что обмен должен происходить "из рук в руки" - то есть единовременно.

Однако, если в основе подобных отношений лежит договор долга, а не договор обмена - то они становятся дозволенными, так как существует множество аятов Корана и хадисов Пророка, мир ему и благословение, в которых упоминается дозволенность долговых отношений, при условии, что возврат должен происходить в равном количестве.

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо» (Коран, 2 -282).

Как отмечают учёные-правоведы, причина запрета первого вида отношений и разрешения второго (при том что их результат одинаков), заключается в том, чтобы ограничить возможности для совершения ростовщичества, изменяя форму контрактов. К примеру, люди могут обменивать золото меньшей пробы на золото большей пробы в равных количествах, но с отсрочкой, и, таким образом, выгодой за отсрочку становится то, что человек получает золото более высокой пробы, нежели он дал изначально.

А Аллаху известно лучше!


Марат Вахитов,
член Совета по исламскому праву ЦРИЭФ

Булат Мулюков,
Председатель Совета по исламскому праву ЦРИЭФ

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Июнь 2019
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30