Удержание задатка в случае расторжения договора

Для проведения свадьбы мы хотим арендовать банкетный зал. По условиям договора, которые предлагает арендодатель, мы должны внести задаток размером в 30% от общей стоимости аренды, который, в случае нашего отказа от аренды, не подлежит возврату. Дозволено ли подобное условие?

Ответ:

В соответствии с решением Международной академии фикха при ОИС, дозволено использовать задаток, который становится частью оплаты при заключении сделки (купли-продажи или аренды) или же удерживается продавцом (арендодателем), в случае отказа покупателя (арендатора) от её совершения. При этом так же необходимо определить время, в течении которого должна быть заключена сделка, после которого, если сделка не была заключена, задаток может быть удержан продавцом (арендодателем).

При этом следует отметить, что среди учёных ранних поколений были разногласия относительно подобного использования задатка. Учёные ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов придерживались мнения, что подобное использование задатка является запрещённым, опираясь на хадис от Абдуллаха ибн Амра: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил торговлю с задатком" (Абу Дауд 3502, Ибн Маджах 2192).

Однако многие учёные назвали данный хадис слабым, среди которых имам ан-Науауи в "аль-Маджму'" 9/407, хафиз Ибн аль-Муляккъин в "аль-Бадр" 6/525, хафиз аль-Бусайри в "аль-Мисбах" 2/464, и многие другие.

В ханбалитском мазхабе, использование задатка является разрешённым. В подтверждение данного мнения существует хадис от Зайда ибн Асляма: "Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о торговле с задатком, он разрешил это" (ибн Аби Шейба 5/17), который, так же как и предыдущий, был признан слабым учёными-мухадисами. В пользу дозволенности задатка так же приводится сообщение от Нафи'а, который купил дом в Мекке у Сафуана ибн Умайи для ‘Умара ибн аль-Хаттаба, чтобы использовать его в качестве тюрьмы. По взаимной договорённости, дом покупался за сорок тысяч дирхамов в случае, если Умар ибн аль-Хаттаб одобрит сделку, а если нет, то Сафуан удерживал четыреста дирхамов (Сахих аль-Бухари 9/51, Ибн Аби Шейба 5/392, ‘Абдур-Раззакъ 5/147, аль-Байхакъи 6/34).

Исходя из перечисленного выше Совет по исламскому праву ЦРИЭФ поддерживает мнение, принятое Международной академией фикха при ОИС, о дозволенности использования задатка. Однако отказаться от удержания задатка будет лучше и ближе к исламской этике во взаимоотношениях.

А Аллаху известно лучше.

Булат Мулюков,

Председатель Совета по исламскому праву ЦРИЭФ

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Июнь 2019
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30