Вопрос – пример из жизни, связанный с продажей доли в бизнесе с рядом запрещенных условий

Я привлек инвестора мусульманина в свой бизнес, следующим образом, но возникло сомнение в 4-м пункте:
1. Продаю часть доли, скажем за 500 тыс. рублей и он становится владельцем долей в 10%
2. Не имеет права управлять, но получает доход из прибыли
3. Получает фиксированный доход с оборота каждый месяц (т.к. в обороте часть прибыли). Проект рабочий.
4. Через год инвестор снова продает по фиксированной сумме (500 тыс. рублей) обратно свою долю, и более не имеет к проекту никакого отношения.

Всё это в одном договоре. Можно ли использовать 4-й пункт? Заранее благодарю.

Ответ:

Что касается Вашего вопроса, то так как Вы описали 4 условия - то мы ответим по порядку по каждому из них:

1. Продажа доли в бизнесе является дозволенной в Исламе, при условии, что активы вашего бизнеса не состоят на 100% из долгов (дебиторской задолженности). В противном случае покупка доли в бизнесе будет равносильна покупке долга, что запрещено в Исламе.

2. Если человек приобретает долю в бизнесе, на управление в котором он не будет иметь права, то подобные отношения регулируются контрактом известном как "мудараба" и соответственно должны соблюдаться условия, неотъемлемые для данного контракта.

3. С точки зрения шариата инвестор не может получать доход в форме доли от оборота (выручки), а только как долю в прибыли. Если расходы от бизнеса превышают доходы, то финансовым результатом становится убыток, который разделяет любой инвестор, пропорционально его доле в капитале.

4. Продажа доли в бизнесе по заранее оговоренной цене так же запрещена, так как это противоречит условиям совершения торговых сделок в исламе - продавец и покупатель вольны устанавливать любую цену на момент заключения сделки купли-продажи. Бизнес, доля в котором год назад стоила 500 тысяч рублей, мог серьёзно измениться за это время - по составу и качеству активов, рыночной конъюнктуре и т.п. и данная цена может абсолютно не соответствовать реальности на момент продажи. Кроме того, подобное условие делает сделку ростовщической, так как инвестор гарантирует посредством него возврат капитала в той сумме, в которой он был вложен и, при этом, получает право на получение прибыли, что полностью соответствует шариатскому определению ростовщичества: "любой долг (капитал, возврат которого гарантирован), который влечёт за собой выгоду - является ростовщичеством" *.

А Аллаху известно лучше!


* – Общее определение, разъясняющее суть долгового ростовщичества, гласит: «Любой долг, который влечет за собой выгоду, является ростовщичеством». Хадис с подобным содержанием приводится в сборнике имама ат-Табарани, однако учёные-мухадисы относят его к категории слабых. Тем не менее, данное определение единогласно принято учёными в отношении долгового ростовщичества.


Булат Мулюков, 
Председатель Совета по исламскому праву ЦРИЭФ

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Август 2019
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1