Ислам и социалистическая модель экономики


Социалистические идеи получили своё распространение в конце XIX-го и начале XX-го веков по григорианскому летосчислению, почвой для которых стало широкое распространение недовольство негативными явлениями порождёнными капиталистической системой. Социализм возник как политическая идеология, основными лозунгами избравшее достижение социального равенства и устранение социального угнетения. Нетрудно предположить, что в годы, когда трудовой день составлял около 12-ти часов и рабочие трудились без выходных дабы просто обеспечить нормальное существование своей семье, подобные цели получили широкую поддержку в обществе, а отстаивающая их идеология имела успех.

С точки зрения определения, социализм — это экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Однако в рамках социалистического лагеря существуют разногласия относительно сущности и роли социализма, и поэтому мы привели лишь наиболее общее его определение. Стоит отметить, что важнейшими категориями, которые объединяют различные направления социалистической мысли, являются следующие:

1. Упразднение института частной собственности на средства производства (а в некоторых формах и на непотребляемые предметы индивидуального пользования, такие как жильё),

2. Упразднение социальных классов, посредством чего предполагается достижение социальной справедливости.

Корень одной из главных проблем, порождённых капитализмом, а именно огромный разрыв между уровнями доходов социальных слоёв населения, социалисты видели в эксплуататорском характере отношений между собственниками средств производства и наёмными рабочими. По их мнению, прибыль, которую получает собственник капитала коммерческого предприятия (капиталист), является незаработанной и не заслуженной, а заслуживает её лишь только, тот, кто непосредственно занят в производственной деятельности предприятия. Капиталисты же (здесь - собственники капитала), по их мнению, получая прибыль от деятельности предприятия, эксплуатируют таким образом рабочих. При этом совершенно упускается из внимания, что помимо прибыли капиталист берёт на себя риски связанные с предпринимательской деятельностью - в случае отрицательного финансового результата убытки на себя примет ни кто-то другой, а именно капиталист. Идеологи социализма же провозгласили стремление к предпринимательской прибыли как нечто порицаемое, а соответственно саму предпринимательскую прибыль — как общественное зло. Поэтому наиболее логичным выходом по их мнению было упразднение института частной собственности на средства производства, дабы лишить предпринимателей возможности получения доходов с капитала. В результате этого упразднения новым и единоличным собственником средств производства становилось государство, которое должно было распоряжаться им на основе общественных интересов. Так как в масштабе национальной экономики все средства производства должны находиться в руках государства, несложным становиться и достижение второй категории — упразднения социальных классов. Государство устанавливает размер заработанной платы по всему спектру профессий, а так же цены на производимую продукцию. В терминологии марскистов-ленинистов это называется "диктатурой пролетариата". Таким образом в социалистической системе человек лишается права на одну из базовых ценностей, закреплённых в Исламе — а именно права на полноценное распоряжение имуществом. С точки зрения Ислама, это право является одним из базовых прав человека, который по своему усмотрению может потреблять, дарить или же использовать своё имущество в предпринимательских целях. Имам абу Хамид аль-Газали включил имущественные права человека в число пяти базовых ценностей, защита которых является основным приоритетом Шариата. Идеологи социализма же усмотрели в праве использовать своё имущество в предпринимательских целях угрозу социальному равенству и основу социального угнетения.

Далее, как по цепочке, социалистическая модель нарушает одно за другим естественные правила, установленные Аллахом в экономических отношениях. Государственное ценообразование на все товары и услуги производимые в рамках социалистической системы, полностью дезориентирует производителей относительно одного из базовых вопросов экономики: что и в каких количествах производить. В результате теряется связь между производителями и потребителями: производители не имеют стимула в виде свободного рынка, который бы направлял их активность на удовлетворение нужд потребителей; производство товаров осуществляется не на основе соотношения издержек производства и его полезности для потребителей, а на основе распоряжений государства, в лице Госплана, например.

Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение, цены на товары в Медине повысились, и тогда люди сказали: "О Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Установи же для нас твердые цены".

На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, цены на товары устанавливает Аллах. Он дарует одним скудный удел, а другим – несметные богатства. Он дарует своим рабам пропитание. Я хочу, чтобы в тот день, когда я предстану перед Всевышним Аллахом, ни один из вас не мог упрекнуть меня в том, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество». (Этот хадис приводят в своих сборниках имам Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа)

Пророк Аллаха, мир ему и благословение, несмотря на то, что получал знания напрямую от Всевышнего, не взял на себя ответственность решать какие цены "правильные", а какие нет, сравнив это с посягательством на имущество человека. Социалисты же, нарушив целый ряд естественных экономических порядков, решили присвоить себе роль Господа в экономических отношениях. Впоследствии этот новый культ вышел за рамки экономики и распространился практически на все сферы общественной жизни — партия и её вожди стали настоящим объектом поклонения для сотен миллионов людей. Результат же столь явного отклонения от естества не заставил себя долго ждать: лишив людей права заниматься предпринимательской деятельностью, социалисты оставили экономику без основной движущей силы её развития. В итоге продукция ни одной из стран социалистического лагеря не могла быть конкурентоспособной по сравнению с капиталистическими странами (исключение, пожалуй, могут составить лишь отрасли, которые как в той, так и в другой системе находились в руках государства, например военная промышленность). Уровень жизни в социалистических странах был на порядок ниже, чем в капиталистических странах Запада, а идея построения бесклассового общества так и не была достигнута. Конечным итогом развития социалистической модели меньше чем за век стала её полная неспособность конкурировать с капитализмом, в результате чего практически все страны соц. лагеря были вынуждены от неё отказаться.

В отличие от социализма, Ислам не ставит перед обществом цели построения общества без социальных классов. Однако если проанализировать многие нормы и механизмы экономических отношений в Исламе, можно прийти к выводу, что они направлены на снижение социального разрыва между людьми. В самой основе Ислама — пяти столпах, третий столп служит именно этой цели — обязательный налог закят, который собирается с богатых и часть которого перераспределяется в пользу бедных, неимущих, выкуп рабов и облегчение положения должников. Поощряются экономические отношения, которые основываются на принципах партнёрства, посредством чего люди получают возможность для экономического развития, между ними укрепляется дух взаимопомощи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, поведал о том, что Всевышний Аллах сказал: «Если двое людей становятся деловыми партнерами, то Я становлюсь третьим и остаюсь с ними до тех пор, пока один из них не совершит мошенничество против другого. Если же один из них совершает мошенничество, то Я покидаю их». (сборник хадисов Абу Давуда)

Принципы партнёрства являются основополагающими в финансовых отношениях подлинного исламского общества: так финансист, который вкладывается в тот или иной бизнес-проект, принимает на себя его риски и участвует в прибылях в случае его успешной реализации. В результате доходы в обществе распределяются более равномерно, нежели это происходит при ростовщической схеме, когда финансист гарантирует себе постоянный прирост капитала, а предприниматель стремится к сверхприбылям за счёт эффекта «кредитного рычага» подвергая при этом риску коммерческое предприятие и общество в целом. Кроме того, Ислам ограничивает экономическую активность, посредством которой можно получать доход, не осуществляя при этом никакой полезной деятельности для общества – вроде спекуляций на финансовых рынках, посредством которых т.н. игроки имеют возможность получать сверхдоходы лишь за счёт того, что цены на рынке начали двигаться в предсказанном направлении. Ислам ограничивает деятельность, которая наносит вред для людей: их жизни, религии, чести, разума и имущества – таким образом экономика должна строиться на основе моральных ценностей, разграничивая дозволенную прибыль от запрещённой.

Таким образом, существует ряд категорий, которые позволяют дифференцировать исламскую экономику как от социалистической системы, так и от капиталистической. Не порицая стремление к прибыли как таковое, Ислам ограничивает это стремление теми сферами, которые приносят пользу человеческому обществу. Не провозглашая целью построение бесклассового общества, Ислам создаёт предпосылки для снижения в нём классового расслоения и высокого разрыва в благосостоянии. Ислам учитывает интересы как общества в целом, так и отдельного индивида – не ставя при этом одно над другим. Однако готовы ли мусульмане взять Ислам в качестве руководства?


Искандер Исхаков
Исполнительный директор
Центр развития исламской экономики и финансов

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Июнь 2019
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30