Мировоззренческие основы исламской модели экономики


Религия Ислам является всеобъемлющей религией и величайшей милостью Аллаха для людей. Она раскрывает людям как цель человеческой жизни, так и средства её достижения. Аллах говорит в Священном Коране:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51-56, смысловой перевод)

Из этих аятов мы понимаем, что цель человеческой жизни - стремление к довольству Всевышнего Аллаха посредством поклонения.

Поклонение же, это то, что охватывает всю жизнь верующего мусульманина, и не ограничивается лишь обрядовой практикой. Исламскими учёными даётся следующее определение слову поклонение: «Подчинение и повиновение предписаниям Всевышнего Аллаха совершаемое ради Него» (словарь шариатских терминов, доктор Каль Ауджи)

И Всевышний Аллах создал нас и не оставил просто так – Он дал людям всестороннее руководство, чтобы они соизмеряли свои дела с волей Аллаха и знали посредством чего можно достичь Его довольства, и как можно избежать Его гнева. И, очевидно, что столь важная составляющая жизни как экономические отношения не могла остаться без внимания в руководстве Всевышнего Аллаха.

Ислам, в отличие от многих других религий или философских учений, не рассматривает экономические отношения как нечто «не богоугодное» и противоречащее религии – напротив, сам Аллах побуждает нас к экономической активности:

«Когда же молитва завершится, то расходитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (Коран 62-10, смысловой перевод).

Более того, в сборнике хадисов имама ат-Табари приводиться хадис, согласно которому Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорит:

«Каждый, кто выйдет чтобы прокормить своих старых родителей, он на пути Аллаха. Если он вышел обеспечить себя и этим самым сохранить себя от запретного, то он на пути Аллаха»

И это потому, что Ислам является религией естества и одобряет всё то, что приносит пользу людям. Однако убеждением мусульман является что экономические отношения – это всего лишь средство, а не конечная цель человеческой жизни. Мусульманин должен постоянно помнить, что все материальные блага, которыми он пользуется – это дар Аллаха, и только Он один является их истинным Собственником:

Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. (Коран 2- 284, смысловой перевод)

Человек же являются лишь их распорядителем:

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение» (Коран 57-7, смысловой перевод)

И совершенно очевидным и естественным является то, что люди должны распоряжаться благами только так, как желает этого Тот, кто даровал их людям в распоряжение. Поэтому в экономических отношениях, так же как и во всей своей жизни в целом, мусульмане должны строго придерживаться ниспосланного руководства от Аллаха – в чём несомненно заключается успех для них как в этой жизни, так и в жизни будущей. Исходя из этого, современный учёный Хасануз Заман дал следующее определение исламской экономике:

«Исламская экономика это основанное на принципах Шариата знание и его применение, направленное на предотвращение несправедливости в процессе производства и распределения материальных ресурсов для того, чтобы удовлетворить человеческие потребности и позволить им наилучшим образом выполнять свои обязательства перед Аллахом»

И вопрос экономики рассматривается в Шариате очень подробно и широко, что указывает на его большую значимость в Исламе. Так, если взять к примеру книгу «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» великого исламского учёного прошлых лет ибн Хаджара аль-`Аскаляни в которой он систематизировал около полутора тысячи хадисов по основным вопросам религии – порядка двууста из них посвящены торговым отношениям. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, уделял большое внимание регулированию экономических отношений мусульманской общины, и этого же пути придерживались его сподвижники и последователи. Уже во времена халифата Умара ибн аль-Хаттаба в исламском государстве было создано Казначейство (Байт уль-Маль аль-Муслимин) при котором, по примеру соседней Византии, была учреждена Счётная Палата, которая вела отчётность используемых средств. Управляющим Казначейства так же был сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, - Абдуллах бин Аркам. Так же при Умаре, да будет доволен им Аллах, в исламском государстве появилась своя валюта. Несмотря на то, что такого понятия как экономическая теория в то время не существовало, развитие экономической мысли шло большими темпами. И если изначально оно проходило в форме комментариев и толкований аятов Корана и хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, касающихся экономических отношений, то уже во втором веке хиджры стали появляться труды рассматривающие экономические отношения в качестве отдельной темы. Одним из первых таких произведений была книга «Китаб аль-Харадж» величайшего учёного Абу Йусуфа (113-182 г.х) которая была составлена как послание халифу Харуну ар-Рашиду и посвящена вопросам государственного регулирования экономики и налогообложению. В последующем, многие исламские учёные уделяли большое внимание вопросам экономики в своих трудах.

Однако, несмотря на то, что всестороннее следование руководству Аллаха было причиной выдающихся достижений мусульманской общины на протяжении более чем пяти веков, со временем мусульмане начали отходить от него, потакая своим страстям и слабостям. В результате затяжного упадка исламской уммы, на сегодняшний день в мире преобладают экономические воззрения основанные на концепциях, имеющих мало общего с исламским мировоззрением и исламскими принципами. Современная экономическая теория целиком и полностью строится на концептуальном базисе секуляристстких учений Эпохи Возрождения, с материалистической картиной мира как отправной точкой мировоззрения.

Одна из первых проблем выдвигаемой в западной экономике, заключается в том, что человеческие потребности всегда превосходят возможности, которые существуют в данный момент их удовлетворения. Западная экономическая теория утверждает, что потребности отдельного человека и общества в целом безграничны, в то время как ресурсы для их удовлетворения ограничены – а потому полноценное удовлетворение потребностей всего человеческого общества невозможно априори. Однако убеждением мусульманина является то, что наш Создатель –Создающий блага и Наделяющий ими Свои создания (ар-Раззаакъу); Ниспосылающий щедрый удел (аль-Бааситу); Щедрый (аль-Карииму) - Тот, у Кого не уменьшаются блага; Дарующий (аль-Ваhhаабу) - Тот, у кого блага в изобилии. Зная эти атрибуты и будучи убежденными, в них мусульмане понимают, что Аллах даровал столько ресурсов, сколько необходимо для каждого живого существа:

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Коран 11 – 6, смысловой перевод)

Однако ни для кого не секрет, что на сегодняшний день, несмотря на значительные достижения человеческой цивилизации в сфере науки и техники, позволяющие наиболее эффективным образом производить материальные блага – до сих пор существует огромное количество людей, которые ими обделены. По данным Всемирного Банка в мире более 3 миллиардов людей, которые живут за чертой бедности. По данным Всемирного Банка в мире более 4 миллиардов людей, которые живут за чертой бедности.

Каждый день на Земле около 24 000 человек умирают от голода и от различных заболеваний, вызванных длительным голоданием. 75% из этого количества - это дети в возрасте до 5 лет. В слаборазвитых странах в возрасте до 5 лет умирает в итоге каждый десятый ребенок. При этом неурожаи и военные действия являются причиной голодной смерти населения всего лишь на 10%, а большая часть смертей вызвана постоянным недоеданием. почти 800 000 000 человек на Земле постоянно страдают от недоедания и от голода. В это же время, если верить оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, каждый десятый взрослый человек на земле страдает ожирением. «Показатели мирового развития в 2004 году» - это доклад, опубликованный Всемирным банком, содержащий следующую информацию: в 2004 году на долю 1/6 части населения Земли приходилось 80% мирового дохода. Это составляет где-то около 70-100$ в день на человека, в том числе и на младенцев. Эту 1/6-ю часть составляют жители Европы, Северной Америки и Японии. На долю же другой 1/6 населения приходится всего 2% мирового дохода, а это значит меньше, чем 1$ в день на человека. Эти люди и живут, что называется, за чертой бедности.

Приняв в качестве парадигмы убеждение, что имеющиеся ресурсы не являются достаточными для удовлетворения человеческих потребностей, современное общество развивается по модели, при которой удовлетворение потребностей одних достигается за счёт обделения в этом других. И по мере того, как люди день ото дня максимизируют уровень производства материальных благ, но количество обделённых людей только увеличивается – приходит всё большая убеждённость в истинности приведённых выше аятов Священного Корана и понимание необходимости возврата к руководству Аллаха.


Искандер Исхаков
Исполнительный директор
Центр развития исламской экономики и финансов

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Июнь 2018
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1