Всегда ли исламские – «исламские финансы»?


«До тех пор, пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности в сравнении с традиционными, - исламские банки будут продолжать использовать чуждые Исламу принципы работы, и подлинная исламская система никогда не будет установлена»

Мухаммад Таки Усмани, председатель шариатского совета AAOIFI

В последнее время к вопросу развития исламских финансов в России проявляется интерес на самом высоком уровне. Так, председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина в ноябре прошлого года сделала заявление, что изучается вопрос внедрения специального регулирования для исламских банков, а уже в июне этого года она провела встречу с главой Исламского банка развития Мохамедом Али Аль-Мадани. Также вопросом практической реализации исламских финансов заинтересовался крупнейший банк страны, о чём было сделано заявление главой Сбербанка в мае этого года. Подобные новости не могут не внушать оптимизм, однако необходимо понимать, что «не всё то золото, что блестит» и не всегда конечный результат соответствует декларируемым намерениям.

Как известно, на сегодняшний день в мире существует достаточно обширная практика реализации исламских финансов – отрасль достигает 2 триллиона долларов и представлена более чем в 70-ти странах мира, включая многие немусульманские страны. Темпы роста отрасли также внушают оптимизм: они достигают 15-20% в год и значительно превосходят темпы роста традиционного финансового сектора, которые составляют не более 5% в год. Однако количество не всегда означает качество и, к сожалению, реальность на сегодняшний день такова, что зачастую «исламские финансы» в действительности не соответствуют Исламу.

Пророк, мир ему и благословение, предупреждал свою общину: «Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату (бай аль-‘инах), держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете усердствовать на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии» (Сунан Абу Дауда, похожий хадис приводится в Муснаде имама Ахмада).

В хадисе упоминается разновидность запрещённой уловки, призванной для осуществления ростовщичества под видом торговли. Её суть заключается в следующем: лицо, которое хочет дать деньги в долг под проценты, вместо того, чтобы совершить это в явной форме, прибегает к фиктивным сделкам купли-продажи, якобы продавая заёмщику товар в рассрочку при условии его обратного выкупа, но уже за меньшую цену. Конечным результатом этой сделки становится то, что заёмщик получает наличные деньги и долг, который по сумме их превосходит, товар же в данном случае нужен лишь для создания видимости торговых сделок. Аллах запретил подобного рода уловки и предупредил нас о том, что унижение за них постигнет людей уже в этом мире.

Однако, несмотря на ясное предостережение, данная уловка получила широкое применение во многих «исламских банках», посредством чего ими реализуется практически весь спектр ростовщических операций современных ссудно-процентных банков. И если в странах Персидского залива эту операцию пытаются завуалировать, применяя так называемый «организованный таваррук», когда в сделке формально участвует ещё и третья сторона, то в практике многих банков Юго-Восточной Азии для этих операций даже название используется то же, что упомянуто в пророческом хадисе – «бай аль-‘инах». И это лишь один из примеров нарушений норм Ислама исламскими банками, на практике же они могут быть гораздо менее явными. Не ставя своей целью описать все виды уловок и нарушений, которые практикуются в некоторых «исламских банках», мы хотим обратить внимание на данное явление в принципе. Очень важно понимать, что не каждая вещь, которая называется исламской, является таковой на самом деле, пусть даже она и практикуется в мусульманских странах.

«Скажи: "Не равны [запретное] мерзкое и [дозволенное] прекрасное, хотя бы даже изобилие мерзкого и восхищало тебя". Бойтесь же Аллаха, о обладатели разума. Может быть, вы преуспеете» (Коран, 5:100).

Поэтому, чтобы не стать жертвой банковского маркетинга и не попасть на ростовщические уловки, – необходимо серьёзно относиться к изучению норм своей религии, касающихся экономических отношений – «фикх аль-муамалят аль-малия». Известно, что Умар ибн аль-Хаттаб говорил:

«Не торгует на наших рынках тот, кто не изучил фикх, а тот кто не изучал, то он ест ростовщичество, желает он этого или нет» («Танбих аль-гафилин», имам ас-Самарканди).

Данное предостережение от величайшего сподвижника, да будет доволен им Аллах, является особенно актуальным сейчас, когда ростовщичество проникло во все сферы человеческой жизни и столкнуться с ним можно далеко за пределами финансово-банковской сферы.

Искандер Исхаков
Исполнительный директор
Центр развития исламской экономики и финансов

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Август 2017
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3