Несправедливость – основа запретов в имущественных договорах


Общеизвестно, что к числу главных целей ислама относится установление справедливости во взаимоотношениях между людьми и запрещение любой несправедливости. В хадисе кудси приводится, что Всевышний  Аллах сказал:

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной между вами, так не притесняйте же друг друга» (сборник хадисов имама Муслима).

Будучи запрещённой в человеческих отношениях в целом, несправедливость, по мнению многих учёных, является причиной всех видов запретов в имущественных отношениях, существующих в исламе.¹ Имам Ибн Кайим аль-Джаузия говорит: «Основой в договорах является справедливость, с которой были посланы Посланники и ниспосланы Писания. Всевышний в Коране сказал: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (сура «аль-Хадид», аят 25).

Однако если рассмотреть любую правовую систему или тот или иной общественный порядок, то можно увидеть, что все они ставят своей целью достижение справедливости. При этом то, что признаётся справедливым в одной из систем, может считаться несправедливым в другой, или же наоборот: то, что считается несправедливым в одной системе, – в другой системе может признаваться необходимым благом, всячески поощряемым данной системой.

С точки зрения фикха, несправедливости даётся следующее определение: Любой вред в договорах, причиняемый в отношении одной из сторон, без её на то согласия, является запрещенной несправедливостью.

И для того, чтобы понять, что же является несправедливостью и вредом в конкретных вопросах, Всевышний Аллах дал людям множество разъяснений, которые упомянуты в Коране и Сунне. В качестве примеров можно привести запреты на следующие виды отношений:

-    Запрет на обман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто обманывает, тот не из нас» (сборник хадисов имама Муслима);

-    Запрет на обманное накручивание цены на товар с участием третей стороны, которая в действительности не собирается его покупать (наджаш);

-    Перебивание торговли посредством вмешательства в процесс чужой торговой сделки. Запрет на подобные действия пришёл в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил оседлому жителю продавать что-либо за бедуина², и он говорил: “Не взвинчивайте цены³, и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата (в исламе), и пусть не сватается к той, что уже засватана за его брата, и пусть (ни одна) женщина не (добивается) развода для своей сестры, чтобы самой занять её место» (Сборник хадисов имама Бухари).

-    Принудительное ценообразование. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, цены на товары в Медине повысились, и тогда люди сказали: «О Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Установи же для нас твердые цены». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, цены на товары устанавливает Аллах. Он дарует одним скудный удел, а другим – несметные богатства. Он дарует своим рабам пропитание. Я хочу, чтобы в тот день, когда я предстану перед Всевышним Аллахом, ни один из вас не мог упрекнуть меня в том, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество» (Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

-    Монополизация каких-либо рынков. Известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто удерживает товар до подорожания, – грешник» (Сборник хадисов имама Муслима). В хадисе упомянут частный случай монополизации, когда человек намеренно удерживает товар, для того, чтобы продать его за более высокую цену, когда предложение товара на рынке станет более ограниченным по сравнению со спросом. Однако учёные расширили применение данного хадиса и прочими видами монополизации рынков, такими, как сговор продавцов или покупателей в установлении цен, препятствование появлению на рынке новых участников и даже сговор представителей людей одной профессии в установлении цен за свои услуги.⁴

-    Запрет на ростовщичество. Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, кто пожирает (ростовщическую) лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля. При этом он сказал: «Все они суть одно!» (Сборник хадисов имама Муслима, похожее сообщение приводится в сборнике имама Бухари).

-    Запрет на неопределённость. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил торговые сделки, заключаемые посредством бросания камешков, а также неопределенные сделки (Сборник хадисов имама Муслима).

Помимо вышеперечисленных, исламом установлены и другие запреты в имущественных отношениях. Беспристрастный анализ тех примеров, что были приведены, показывает, что попадающие под запрет отношения непременно содержат в себе элементы несправедливости, которая в конечном итоге и является причиной их запрета.

Едва ли кто будет спорить с тем, то различные виды обмана в торговых сделках являются несправедливостью, наносящей вред одной из сторон. Однако относительно других запретов может не быть единого мнения. Например, запрет на принудительное ценообразование может быть не принят сторонниками плановой экономики, а запрет на ростовщичество будет абсолютно непонятен сторонникам капитализма. Это связано, прежде всего, с тем, что помимо вреда, данные виды экономических отношений в определённой степени могут приносить и пользу для сторон.

К примеру, принудительное ценообразование может выглядеть как благо для потребителей, которое позволяет решить проблемы инфляции и завышенных цен на товары. Однако при этом для производителей и торговцев принудительное ценообразование может являться вредом и делать убыточной их коммерческую деятельность. В конечном же итоге это приведёт к тому, что капитал просто уйдёт из убыточных сфер, и, соответственно, сократится или даже полностью остановится производство того или иного товара, на который установлены принудительные цены, что, несомненно, так же негативно скажется и на потребителях. Не смогла решить эту проблему на практике и плановая экономика, в которой производство и торговля принадлежат государству, и при этом практически на все товары народного потребления существовал дефицит.

То же самое справедливо и в отношении ростовщичества. С одной стороны – оно может выглядеть как благо для каждой из сторон – финансист получает возможность для гарантированного заработка, а заёмщик получает доступ к денежным средствам, которые он может вложить с большей для себя выгодой. Однако, в действительности, последствием ростовщических отношений может быть большое количество вреда, как, например:

- Эксплуатация людей (организаций или даже стран) за счёт предоставление «помощи» под проценты, на покрытие которых будет уходить большая часть их доходов.

- Необходимость постоянного экономического роста для покрытия процентных выплат в системе в целом, вне зависимости от условий экономической конъюнктуры, и, как результат, потеря связи между реальным и финансовым секторами экономики, а также постоянные банкротства предприятий.

- Усиление социального расслоения в обществе, концентрация богатства в узких кругах населения – в силу того, что люди, владеющие капиталом, имеют возможность для его увеличения в условиях отсутствия рисков, а люди, им не владеющие, фактически находятся в полной зависимости от первых.

- Распространение образа жизни не по средствам, постоянная инфляция в результате подмены платёжеспособного спроса кредитным.

Более подробно проблемы, связанные с последствиями ростовщичества, раскрыты в других статьях islameconomy.ru, однако в рамках данной статьи целью является донести до читателя факт их существования. При этом, как было отмечено выше, подобные, как и многие другие виды экономических отношений могут содержать в себе одновременно как пользу, так и вред, и для человеческого разума невозможно дать им самостоятельную однозначную оценку. Именно поэтому одни и те же виды экономических отношений могут признаваться как полезными, а потому поощряться системой, так и вредными, а потому встречать противодействие.

Однако необходимо понимать, что то или иное действие всегда имеет определённое значение – либо преимущественно полезное, либо преимущественно вредное, и, если действие приносит вреда больше, чем пользы, – оно должно иметь соответствующую оценку и противодействие общества. И поэтому естественным является то, что Создатель не оставил без внимания те виды действий и отношений, которые несут вред людям (как в целом, так и преимущественно), – дав руководство для их различения и запретив их.

Таким образом, несправедливость, будучи основным критерием для запрета в экономических отношениях, в исламе имеет совершенно определённую конкретизацию, позволяющую предельно точно выявлять те или иные виды экономических отношений, которые идут во вред обществу, а потому должны быть ограничены.

____________________

1. Здесь необходимо пояснить, что несправедливость является основой для запретов, относящихся к имущественным взаимоотношениям, вне зависимости от того, в отношении какого имущества они осуществляются. Поэтому необходимо отметить, что взаимоотношения могут становиться запретными также и по причине того, что они совершаются в отношении запрещённого имущества, как например торговые сделки со свининой, мертвечиной, алкоголем и т.п.

2. Другими словами, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешал оседлым жителям становиться посредниками в торговых делах бедуинов, чтобы это не приводило к повышению цен, а посредники не обманывали своих клиентов. 

3. Имеются в виду такие случаи, когда какой-нибудь человек, на самом деле не желающий покупать товар, по сговору с продавцом начинает в присутствии покупателя предлагать за товар более высокую цену по сравнению с той, которую тот готов уплатить.

4 - См. Ибн аль-Кайим «Ат-Турук аль-Хакмийя». С. 245.,  Ибн Теймия, «Маджму' фатава». Т. 28. С. 77; Ибн аль-Кайим «Ат-Турук аль-Хакмийя». С. 245.,  Ибн аль-Кайим «Ат-Турук аль-Хакмийя». С. 246–247., Ибн Теймия, «Маджму' фатава». Т. 28. С. 76–101; Ибн аль-Кайим «Ат-Турук аль-Хакмийя». С. 245–246.


Искандер Исхаков
Исполнительный директор
Центр развития исламской экономики и финансов

Авторизация

Представьтесь ():
Введите пароль:
 

Регистрация

Введите ваш e-mail:*
Придумайте пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*
Фамилия и имя:*
Фамилия:*
Телефон:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.

События

Июнь 2018
Пн     Вт     Ср     Чт     Пт     Сб     Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1